С различным воздействием цветов сталкивается каждый. Являясь потребителями кино- видео- и полиграфической продукции, мы иногда не понимаем, почему нас привлекают те или иные формы, хотя, зачастую, это можно объяснить всего лишь нашим цветовосприятием. Тот, кто пробовал создать web-страничку или свой собственный программный интерфейс, наверняка сталкивался с проблемами выбора цветов. Надеюсь, информация, приведенная ниже, поможет вам глубже разобраться в этом вопросе.
Цвет может оказывать физическое
воздействие
Каждый из нас может перечислить по порядку цвета радуги: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Заглавные буквы данной пословицы указывают на отдельный цвет в порядке расположения на радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Физическое воздействие данного ряда цветов можно охарактеризовать как переход от возбуждающего в угнетающее. В серединке зеленый и голубой оказывают успокаивающее воздействие на человека. Помимо этого существует понятие, именуемое синестезией - возбуждение одного органа чувств при раздражении другого. В зависимости от этого, присутствуют такие цвета или сочетания, которые мы можем воспринимать легко, тяжело, сухо, тепло и т.д. Например, к легким цветам можно отнести белый, голубой и желтый, а к тяжелым - черный, красный, синий, фиолетовый, коричневый. Теплыми цветами являются красный, оранжевый, желтый, коричневый. Холодным - синий, прохладным - зеленый. К сухим цветам можно причислить красный, оранжевый, желтый, черный. К влажным - коричневый, синий, зеленый, голубой.
Цвет может оказывать оптическое
воздействие
По оптическому воздействию цвета можно разделить на две основные группы: красные (красный, оранжевый, желтый) и синие (голубой, синий, фиолетовый). Красные говорят о материальности объектов, их фактурности, глухости. Красные цвета воспроизводят расширение по горизонтальной плоскости. Синие цвета указывают на бесфактурность объектов, их пространственность, угловатость, звонкость. Также синие цвета воспроизводят сужение по вертикальной плоскости. Красные цвета приближают поверхность, синие - отдаляют. Оптическое действие красных цветов подчеркивается белым фоном, синих - черным. Отдельно хочется сказать о белом фоне, главная особенность которого - уменьшать объекты. То есть, свет, проходящий через ветки деревьев, делает их тоньше. Этот фактор учтен при создании шрифтов, так как разные буквы имеют разные формы, часть из которых подвержена влиянию белого фона, поэтому при крупном рассмотрении они имеют разные размеры.
Цвет может оказывать
психологическое действие
Это близко к оптическим действиям цвета. Зеленый является самым спокойным. Белый ассоциируется как отсутствие "краски", черный - как "мертвое пятно". Смесь белого и черного цвета рождает серый, который не несет на себе никакой нагрузки или психологического наполнения. Хотя серый сохраняет чувство неподвижности. Красный цвет говорит о теплоте, волнении, желтый - о легкомыслии, интуиции, синий подразумевает мышление. В зависимости от ощущения можно говорить о символьности цветов. Символьность подчеркивается не только цветами, но и их насыщенностью. До этого мы говорили о максимально насыщенных, но при изменении насыщенности цвета меняется и его символика. Например, розовый и бордовый рождают совершенно разные ассоциации. Причем следует отметить, что на светлом фоне все цвета темнеют, а на темном - наоборот, светлеют.
Цвет может оказывать
психофизиологическое действие
Психофизиологическое действие цвета зависит от его насыщенности, размера цветового пятна, расположения и формы. При изменении от вертикального расположения к горизонтальному восприятие цвета переходит от легкого к устойчивому. Круг, окрашенный в красные цвета, создает впечатление выпуклости, а квадрат в синих цветах кажется вогнутым. При равномерно окрашенной поверхности на краях, граничащих с фоном, цвета кажутся светлее или темнее в зависимости от фона (краевой контраст). Чем больше цвета отличаются по насыщенности, цветовому тону и светлоте, тем менее гармонично они смотрятся в композиции.
Контрастные сочетания цветов
Наиболее контрастными являются: желтый на черном, белый на синем, черный на оранжевом, оранжевый на черном. Чуть менее контрастные сочетания - черный на белом, белый на красном, красный на желтом, зеленый на белом. Как примеры слабоконтрастных можно привести: оранжевый на белом и красный на зеленом.
>>